Основы духовно-нравственной культуры народов России
Аннотация
к рабочей программе по ОДНКНР (5 класс)
Рабочая программа для обучающихся 5 класса
по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» разработана в
соответствии:
1. Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования.
2. Письмом Департамента государственной
политики в сфере общего образования от 25.05.2015 г. №08-761 "Об изучении
предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и
"Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Основная миссия предмета - обогатить
процесс воспитания новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся
как сплав национальных традиций, общечеловеческих ценностей и религиозных
верований. Основа всех ценностей – нравственность. Нравственный аргумент
является главным в диалоге с детьми. Патриарх всея Руси Кирилл отметил: «Если
нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается в волчью стаю, в
банку со скорпионами, и людям ничто не препятствует уничтожать друг друга.
Никакие юридические законы не возместят утрату обществом и человеком
нравственного начала».
Цель учебного курса –
формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и
уважения к ним.
Задачи учебного курса:
- выделить в разных субкультурах общие
ценности и показать их влияние на развитие цивилизации и на жизнь современного
общества;
- развивать представление обучающихся о
значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни человека, семьи,
общества;
- выработать убеждение в том, что
отношение к члену общества определяется не принадлежность к какому-то этносу, а
его нравственным характером поведения, чувством любви к своей Родине, уважением
к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
Рабочая программа предназначена для 5-х
классов и составлена на основе УМК Основы духовно-нравственной культуры народов
России. 5 класс. Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков, М. Вентана
_Граф, 2019 г.
Общая характеристика предмета
Особое значение изучения данного предмета
определяется возрастными и познавательными возможностями детей 11-12 лет, когда
наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям; они
открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого
возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства,
ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического
мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение,
что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с
воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты,
исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями
и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст,
таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Для реализации поставленных целей и задач
курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – учебные проекты, чтение
текстов учебника, работа с информацией,
представленной в иллюстрациях,
фотографиях, притчах, сказках и т.д. Данные методы помогут обеспечить:
– организацию диалога различных культур,
раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России,
религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных
этнических культур;
– последовательное введение новых терминов
и понятий, культурологического и религиозного содержания (текстовое объяснение;
наличие толкового словарика).
Место предмета в учебном плане
В учебном плане МОКУ Таскинская ООШ на
предмет «Основы духовно-нравственных культур народов России» отводится 35 часов
(1 час в неделю).
Ценностные ориентиры содержания занятий
Предмет «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными
религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника,
формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу,
национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям
разных национальностей и вероисповеданий. Исходя из этого, главной особенностью
этого курса является представление культуро образующего содержания
духовно-нравственного воспитания. Именно культуро образующее «ядро» отражает
все грани общекультурного, этического, религиозного содержания,
ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части
общества. Речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных
религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в
воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная
культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному
этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством
культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью
предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении
истории разных народов.