Биология
Аннотация к рабочей
программе по биологии 5-9 класс
Рабочие программы по биологии в 5-9 классах
составлены на основе Федерального компонента Государственного стандарта
основного общего образования.
Данные программы конкретизируют содержание предметных
тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам
курса, последовательность изучения тем и
разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей,
логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочие
программывключает три раздела: пояснительную записку; основное
содержание с указанием числа часов,
отводимых на изучение каждого блока, перечнем лабораторных и практических
работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников.
Цели.
Изучение биологии в 5-9 классах направлено на
достижение следующих целей:
· освоение
знаний о живой природе и присущих ей
закономерностях; строении,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном
существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах
познания живой природы;
· овладение
умениями применять биологические
знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности
собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в
области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с
биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за
биологическими объектами и состоянием
собственного организма, биологические эксперименты;
· развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения
наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с
различными источниками информации;
· воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,
собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
· иcпользование приобретенных знаний и умений в
повседневной жизни для ухода за
растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой
помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к
природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения
правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики
заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Место предмета в базисном учебном
плане
Рабочие программы разработаны на основе федерального
базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с
которым на изучение курса биологии на ступени основного общего образования
выделено в 6-9 классах – по 68 часов (по 2 часа в неделю), 5 классах – 34 часа
(по 1 часу в неделю). Систему, многообразие и эволюцию живой природы
целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием
наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного
региона. Для изучения местной флоры и фауны, в том числе культурных растений,
домашних и сельскохозяйственных животных, грибов, рекомендуется использовать
региональный компонент.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа
предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени
основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение,
классификация, анализ, оценка.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать
· признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и
организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и
агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
· сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание,
дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,
наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма,
раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
· особенности
организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной
деятельности и поведения;
уметь
·
объяснять: роль
биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в
практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность
происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления
отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной
деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия
в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека
с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи
человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния
окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных
заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
·
изучать
биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты
опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением
животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых
микропрепаратах и описывать биологические объекты;
·
распознавать
и описывать: на таблицах основные
части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах
и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных,
растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее
распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и
домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и
животные;
·
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к
среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
·
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и
системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и
делать выводы на основе сравнения;
·
определять принадлежность биологических объектов к определенной
систематической группе (классификация);
·
анализировать
и оценивать воздействие факторов
окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека
в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
·
проводить
самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки
основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках
значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию
о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
соблюдения мер
профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами
и вирусами; травматизма, стрессов,
ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения
осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
·
оказания первой
помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при
простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
·
рациональной
организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
·
выращивания и
размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
·
проведения
наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание учебного предмета
Учебное содержание курса биологии в серии УМК «Линия
жизни» сконструировано следующим образом:
Основные признаки и закономерности жизнедеятельности
организмов (5-6 классы);
Многообразие живой природы (7 класс);
Человек и его здоровье (8 класс);
Основы общей биологии (9 класс).
Аннотация к адаптированной рабочей
программе по биологии 6, 9 класс
Основа для составления
рабочей программы
Программы для 5—9
классов специальных (коррекционных) Общеобразовательных учреждений VIII вида:
Сб.1. под ред. В.В. Воронковой (В.В. Сивоглазов).-М.: ВЛАДОС, 2011
Цель изучения предмета:
развивать
у обучающихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать
простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых
организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с
живой и неживой природой, влияние на нее
Основные задачи
1) сообщение
учащимся знаний об основных компонентах неживой природы (воде, воздухе,
полезных ископаемых, почве), а также общие сведения о строении и жизни
растений, животных, организме человека и его здоровье;
2) формирование
правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман,
смена времен года и др., а также их роль в живой и неживой природе;
3) проведение
через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как
комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и
людей), бережного отношения к природе;
4) первоначальное
ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном
участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или
в школьном уголке природы;
5) привитие
навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Структура курса
Курс «Биология»
включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7
класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс).