рабочая программа воспитания

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МОБУ Таскинской ООШ
____________ Голуб В.А.
Приказ от 18.06.2021 № 37

Рабочая программа воспитания обучающихся
МОБУ Таскинской ООШ при получении
основного общего образования
Рабочая программа воспитания позволяет с одной стороны ещё больше расширить спектр
образования, так как направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни,
включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность
обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов,
реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности образовательной организации,
семьи , театров, музеев, библиотек и т.д.
Рабочая программа воспитания направлена только на обучающихся 5-9 классов, т. е.
разработана для узкой группы обучающихся образовательного пространства.
Рабочая программа воспитания реализуется по нескольким направлениям: воспитание
гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого
отношения к учению, труду, жизни; формирование ценностного отношения к здоровью и
здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических
идеалах и ценностях.
Каждое направление содержит цель, задачи, соответствующую систему базовых ценностей,
особенности организации содержания. По каждому направлению приведены виды деятельности и
формы занятий с обучающимися, определены условия совместной деятельности школы с семьями
обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию
обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены пути реализации данного
направления. Данная программа является документом, определяющим воспитательную
деятельность основной школы.
Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и
развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного
гражданина России.
Задачи воспитания и социализации учащихся на ступени начального общего
образования предусматривают:

1

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям
человека:
- знания о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в
жизни общества, о его важнейших законах;
знания о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской
Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в
общественном управлении; представления о правах и обязанностях гражданина России;
- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального
общения;
- ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
- представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов
нашей страны;
- представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта
Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное
учреждение;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села;
- любовь к образовательному учреждению, своему селу, народу, России;
- уважение к защитникам Родины;
- умение отвечать за свои поступки;
- негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению
человеком своих обязанностей.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- представления о базовых национальных российских ценностях, различение хороших и
плохих поступков;
- знания правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом
пункте, в общественных местах, на природе;
- представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии
Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
- уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к
сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и
взаимной поддержке;
- бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- знание правил поведения, культуры речи;
- представления о возможном негативном влиянии на морально психологическое состояние
человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
- знание правил поведения, культуры речи;
2

- представления о возможном негативном влиянии на морально психологическое состояние
человека компьютерных игр, кино,
- телевизионных передач, рекламы;
- отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и
действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и
общества;
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- представления об основных профессиях;
- ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
- представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и
общества;
- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в
выполнении учебных и учебно- трудовых заданий, умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному
имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению
к результатам труда людей.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей),
членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека:
физического, нравственного (душевного), социально психологического (здоровья семьи и
школьного коллектива);
- представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья
окружающих его людей;
- знание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования,
труда и творчества;
- знание
и
выполнение
здоровьесберегающего режима дня;

санитарно-гигиенических

правил,

соблюдение

- интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
- представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
- отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению
от занятий физкультурой.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое
воспитание):
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной
роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
3

- элементарный опыт природоохранительной деятельности; бережное отношение к растениям
и животным.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- представления о душевной и физической красоте человека; формирование
эстетических идеалов, чувства прекрасного;
- умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- интерес к чтению, произведениям искусства, концертам, выставкам, музыке, к занятиям
художественным творчеством;
- бережное отношение к памятникам архитектуры и искусства на примерах экспонатов
школьного музея и памятников архитектуры села; изучение православной культуры и её традиций
на примерах малой Родины.
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации
обучающихся
Приоритетные ценности системы воспитания и социализации обучающихся на уровне
начального общего образования определены в соответствии с перечнем базовых национальных
ценностей, содержащийся в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России и включающий в себя следующие ценности:
1.
Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине; служение
Отечеству);
2.
Социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам
государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
3.
Гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед
Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода
совести и вероисповедания);
4.
Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о
старших и младших, забота о продолжении рода);
5.
Труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость,
трудолюбие, бережливость);
6.

Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

7.

Традиционные российские религии (православная религия);

8.
Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный
выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
9.

Природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

10. Человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс
человечества, международное сотрудничество).
Определяющим способом деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию
и социализации обучающихся МОБУ Таскинской ООШ является формирование уклада школьной
жизни
-

обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся;

-

включающего урочную и внеурочную общественно значимую деятельность,
4

систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик;
-

основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества;

учитывающего
историко-культурную
обучающихся и их родителей (законных представителей).

специфику

региона, потребности

В формировании уклада школьной жизни определяющая роль отведена общности
участников образовательных отношений (обучающиеся, педагогический коллектив,
администрация, родительское сообщество). Все события и мероприятия по духовнонравственному
развитию, воспитанию и социализации профессиональной ориентации обучающихся,
здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся
отражены в Программе воспитания и социализации МОБУ Таскинской ООШ.

5

Основными приоритетные направлениями воспитательной системы являются:






патриотическое;
правовое;
межэтническое, толерантное;
экологическое;
спортивно-оздоровительное;

 интеллектуальное;
 эстетическое.
Все они направлены на:
обеспечение принятия
обучающимися
ценности
Человека
и
человечности,
гуманистических, демократических и традиционных ценностей;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, собственности,
гражданской позиции;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания - традиционные мероприятия по формированию толерантного
отношения к лицам различных национальностей, вероисповедания, лиц с ОВЗ, мигрантами,
профилактику экстремизма, антикоррупционное воспитание;
формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к России как
Отечеству (приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической
или социокультурной группы базовым национальным ценностям российского общества,
общечеловеческими ценностям в контексте формирования у них российской гражданской
идентичности) - тематические уроки посвящённые памятным датам российской истории и
культуры,
мероприятия
по
формированию
гражданственности
патриотизма
и
духовнонравственных ценностей, внеклассные мероприятия в школьной библиотеке;
включение обучающихся в процессы общественной самоорганизации (приобщение
обучающихся к общественной деятельности, участие школьных и внешкольных объединениях, в
ученическом самоуправлении, участие обучающихся в благоустройстве школы, класса, города;
социальная самоидентификация обучающихся в процессе участия в личностно значимой и
общественно приемлемой деятельности; приобретение опыта конструктивного социального
поведения, приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях
человека; формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного
успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных
российским законодательством) - организация и участие в благотворительных акциях деятельность ученического самоуправления, Единые дни правовых знаний, акции;
формирование партнерских отношений с родителями (законными представителями)
в целях содействия социализации обучающихся в семье, учета индивидуальных и возрастных
особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей способствуют
мероприятия, посвященные Дню матери, Международному женскому Дню, концерты, совместные
праздники, акции;
формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и
выбора будущей профессии (развитие собственных представлений о перспективах своего
профессионального образования и будущей профессиональной деятельности, приобретение
6

практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся, формирование
у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии; овладение способами
и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и
профессиональной деятельностью; создание условий для профессиональной ориентации
обучающихся через систему работы педагога-психолога, социального педагога; сотрудничество с
базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования; информирование
обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, различных
профессий; использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся,
включающей диагностику профессиональных склонностей, необходимых для продолжения
образования и выбора профессии, тематические классные часы по профориентации;
формирование мотивационно-ценностных отношений, обучающихся в сфере
самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования (развитие мотивации и
способности к духовному нравственному самосовершенствованию, формирование позитивной
самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации);
формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере
здорового образа жизни (осознание обучающимися ценности целесообразного здорового и
безопасного образа жизни, формирование установки на систематические занятия физической
культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на
основе осознания собственных возможностей; формирование знаний о современных угрозах для
жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им
противостоять; овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе
навыков личной гигиены;
профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ,
профилактики инфекционных заболеваний;
убежденности в выборе здорового образа жизни; формирование устойчивого
отрицательного отношения к аддиктивным проявлениям различного рода (наркозависимость,
алкоголизм, игромания, табакокурение, интернет-зависимость и др.) как факторам,
ограничивающим свободу личности.
Реализация подпрограммы «Здоровье», программы «Искусство быть человеком», школьные
спартакиады, недели здорового образа жизни, мероприятия по профилактике ПАВ и др.,
формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к природе (формирование
готовности обучающихся по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды,
осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния
окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного
здоровья и безопасности, необходимости следования принципу предосторожности при выборе
варианта поведения) мероприятия, посвящённые декаде Экологической безопасности, Дню
экологических знаний, Дню Земли, Дню птиц, экологические акции.

7

Основное содержание рабочей программы воспитания обучающихся
Гражданско-патриотическое воспитание.
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
№ Направления процесса Содержание воспитательной
деятельности
п/п воспитания
Содействие росту интереса к знаниям и
1
Воспитание
мотивации к учению; стимулирование
ценностного
познавательной активности и умения
отношения к
учиться; развитие организованности и
познавательной
ответственности в учебной деятельности;
деятельности
формирование мотивации к участию в
олимпиадах, конференциях, конкурсах
интеллектуальной направленности;
поддержка желания школьников
проявить инициативу в
самообразовательной деятельности;
выработка умений применять
полученные знания на практике.

Формы работы

Виды деятельности

выставки, проекты,
Игры: брейн-ринг «Конвенция о правах
творческие работы,
ребенка», «Загадки Фемиды»; турнир
исследовательские
знатоков «Что? Где? Когда?»;
работы, игры, просмотр
интеллектуальный марафон
«Твои возможности», «Знания – сила!»; видеосюжетов,
школьная научно-практическая конференция соревнования, уроки
нравственности.
«Шаг в будущее»; конкурс сочинений
«Доброта спасёт мир», «Наш мир без
экстремизма и терроризма»,
«Самый читающий класс»; конкурсная
программа «Розыгрыш»; практикум
ситуаций «Моральный выбор»; устный
журнал «Тайны славянской
письменности».

8

2

Воспитание
ценностного
отношения к
преобразовательной
деятельности и
проявлению в ней
творчества

Формирование мотивации к
созидательной деятельности и
проявлению в ней
творчества;

Творческий конкурс «Осенние фантазии»;
конкурс творческих работ «Эмблема
толерантности»;
День самоуправления;

9

беседы; заочные
литературномузыкальные
композиции;
художественные
выставки, уроки
нравственности;
просмотр учебных
фильмов

содействие развитию трудолюбия,
чувства уважения к труду других людей;
поддержка стремления к участию в
коллективных делах и проявлению в
них ответственности и инициативы;
совершенствование организаторских
способностей, умений и навыков;
формирование мотивации к участию в
работе творческих объединений.

праздничный концерт «Спасибо Вам,

праздники,
коллективные

учителя!», концерт для ветеранов

творческие дела (КТД)

«Чтоб
чувства добрые согрели»;
КТД «Мастерская Деда
Мороза»;
конкурсы: конкурс чтецов «Живая
классика»
общешкольный праздник «Широкая
масленица», по страницам народного
календаря «Масленичная неделя»;
праздник, посвящённый
Международному Женскому Дню 8
Марта «Весенняя капель»;

10

3

Воспитание
ценностного
отношения к
социальному и
природному
окружению (на
основе норм права
и морали)

Понимание и сознательное принятие
нравственных норм взаимоотношений в
семье;
осознание значения семьи для жизни
человека,
его
личностного и
социального развития,
ценность
гражданского общества, человечества;

Акции, операции «Помоги собраться в
школу», операция «Желтый лист»,
«Голубь мира», посвященная
международному дню мира, «Твори
добро», операция «Забота» ко Дню
пожилого человека, операция «Встречаем
зимующих птиц»,
«День безопасности», «Толерантность –
дорога к
миру», операция «Школьный двор»;

развитие чувства уважения к другим
людям, стремления соблюдать законы и
правопорядок,
правила
жизнедеятельности своего коллектива,
ответственного отношения к природе;
формирование мотивации к общению и
сотрудничеству;
содействие
росту
социальной активности (участие в
социально полезной деятельности, в
деятельности
общественных
организаций).

акции, посвященные профилактике
ДДТП «Красная нить», посвященная
дню
Памяти жертв ДТП,
«Перекресток», «Засветись»; линейки
«Законы школьной жизни»
Всероссийская акция «Спорт –
альтернатива пагубным привычкам»;
практикум ситуаций «Мы в ответе за свои
поступки»; «Уроки милосердия и
доброты».

11

Акции
благотворительности,
милосердия,
информирование
общественности,
творческие проекты,
презентации, КТД

4

Воспитание
ценностного
отношения к
Отечеству

Содействие в усвоении школьниками
образа Отечества и базовых
национальных
ценностей;
формирование мотивации к изучению
прошлого своей страны; развитие
чувства любви к Родине, родному
языку и культурному наследию своих
предков;
пробуждение чувства уважения к
многонациональному российскому
народу, его культурным и духовным
традициям;
помощь в формировании у подростков
стремления исполнять свои обязанности
перед семьёй,
обществом, Отечеством;
развитие гражданской идентичности.

Акция «Белый шар», в память о
детях, погибших в Беслане;
памятные даты, уроки истории: 4
октября – 75 лет со дня начала
обороны Севастополя; 8 сентября – 75
лет со дня начала блокады Ленинграда;
9 мая – День Победы. линейки «День
Конституции»; конкурс
рисунков, плакатов
«Стоп Террор»;
КТД «Символы России».

Беседы,
уроки
нравственности,
политинформации,
классный
час,
просмотр
кинофильмов,
экскурсии,
сюжетноролевые
игры гражданского и
историкопатриотического
содержания,
творческие конкурсы,
фестивали,
праздники,
спортивные
соревнования,
встречи с ветеранами
и

Организация мероприятий в рамках
месячника воинской Славы уроки
мужества: «День героев Отечества»,
«День неизвестного солдата». Митинг
«День памяти жертв террористических
актов»; концерт для ветеранов
«Поклонимся великим тем годам»
военнослужащими
патриотические акции: «Георгиевская
ленточка», «Открытка ветерану», «Знамя
Победы», «Полевая почта»; тематические
классные часы «Дни воинской славы
России», «Великие полководцы»,
посвященные 120-летию со дня рождения
Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского

12

Флэшмоб «Спасибо за Победу!»;
устный журнал
«Парад на Красной
площади».
КТД «Символы России».

5

Воспитание ценностного
отношения к прекрасному

Содействие освоению эстетических
ценностей и идеалов отечественной
и мировой культуры;
расширение интереса к чтению, к
занятию искусством и
художественным
творчеством;
пробуждение эстетических чувств и
уважения к этическим нормам;
формирование мотивации к
сохранению и созданию красоты;
выработка умений заботиться о
своем внешнем виде, о порядке и
красоте окружающей
действительности;
поддержка стремления следовать в
жизни этическим и эстетическим
нормам и правилам.

13

Всемирный день книги»;
«Международный день детской книги»;
тематические классные часы
«Уроки нравственности»;
устный журнал «День птиц»;
«День экологических знаний»; 22
апреля «День Земли».

Выставки,
природоохранные
проекты,
просмотр
кинофильмов,
презентации, экскурсии,
экологические десанты,
выпуск
стенгазет,
листовок

6

Воспитание
ценностного
отношения к себе,
образу своей жизни,
собственному
развитию

Оказание
помощи
обучающимся
в усвоении
образа
человеческого «Я»,
нравственных
ценностей
жизни;
развитие чувства уважения к
индивидуальным
особенностям людей;
формирование
мотивации
к
самопознанию,
самосовершенствованию
самовыражению,
самоанализу,
самокоррекции;
совершенствование способности
учащихся к профессионально
личностному самоопределению и
самореализации;
формирование потребности вести
здоровый и безопасный образ
жизни.

Всероссийская акция «Спорт –
альтернатива пагубным привычкам»;
акции «Твори добро», «Жизнь дана на
Добрые дела»,
«Незабудка», «Белая ромашка»;
тематические классные часы,
посвященные Дню Матери; беседы
«Азбука здоровья», «Разговор о
самовоспитании или как стать лучше»,
«Права и обязанности», «Труд на радость
себе и людям»;
Общешкольный спортивный праздник
«День Здоровья»;
спортивные игры и соревнования «Наши
рекорды!»; беседы с обучающимися по
профилактике экстремизма и воспитанию
толерантности:
«Мир без конфронтации.
Учимся решать конфликты»;
спортивный праздник
«Молодецкие потехи».
7 апреля – Всемирный день Здоровья.

14

Беседы,
классный час, просмотр
кинофильмов,
экскурсии, подвижные
игры,
походы,
творческие конкурсы,
фестивали, праздники,
спортивные
соревнования, уроки,
спортивные занятия,
оформление рекреаций

Модель организации работы по воспитанию обучающихся
В формировании уклада жизни организации, осуществляющей образовательную
деятельность, определяющую роль призвана играть общность участников
образовательных отношений: обучающихся, ученических коллективов, педагогического
коллектива школы, администрации, учредителя образовательной организации,
родительского сообщества, общественности. Важным элементом формирования уклада
школьной
жизни
являются
коллективные
Соответствующая
деятельность
образовательной организации представлена в виде организационной модели
духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся и
осуществляется:
– на основе базовых национальных ценностей российского общества;
– при формировании уклада жизни организации, осуществляющей образовательную
деятельность;
– в процессе урочной и внеурочной деятельности;
– в рамках сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных
технологий,
– с учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей всех
участников образовательных отношений (обучающихся и их родителей (законных
представителей) и т. д.),
– с созданием специальных условий для различных категорий, обучающихся (в том
числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов, а также
одаренных детей).
Определяющим способом деятельности по духовно-нравственному развитию,
воспитанию и социализации является формирование уклада школьной жизни:
– обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся;
– включающего урочную и внеурочную деятельность (общественно значимую работу,
систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик);
– основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества;
– учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона,
потребности обучающихся и их родителей (законных представителей), обсуждения,
дискуссии, позволяющие наиболее точно определить специфику ценностных и целевых
ориентиров организации, осуществляющей образовательную деятельность, элементов
коллективной жизнедеятельности, обеспечивающих реализацию ценностей и целей.
Описание форм и методов организации социально значимой деятельности
обучающихся
Организация социально значимой деятельности обучающихся может
осуществляется в рамках их участия:
в общественных объединениях, где происходит содействие реализации и
развитию лидерского и творческого потенциала детей;
-

ученическом самоуправлении

и

управлении образовательной

деятельностью;
социально
значимых
познавательных,
творческих,
культурных,
краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении.
15

Достижение результатов социализации обучающихся в совместной деятельности
МОБУ Таскинской ООШ с различными социальными субъектами.
Социальными партнёрами образовательной организации являются:
Сельский Дом культуры с. Таскино, сельская библиотека, ГИБДД МО МВД России
«Мазановский», КВОМс, «Инициатива», районный краеведческий музей
С другой стороны, важным моментом в воспитании является вовлечение школьника
в социальную деятельность. Организация взаимодействия образовательной организации с
организациями, общественными объединениями, организациями дополнительного
образования состоит из следующих этапов:
моделирование
администрацией
образовательной
организации
с
привлечением школьников, родителей взаимодействия образовательной организации с
различными социальными субъектами (на основе анализа педагогами школы
социальнопедагогических потенциалов социальной среды).
проектирование партнерства образовательной организации с различными
социальными субъектами (в результате переговоров администрации, формирование
договорных отношений с предприятиями, общественными объединениями,
организациями дополнительного образования и другими субъектами);
осуществление социальной деятельности в процессе реализации договоров
школы с социальными партнерами;
формирование в образовательной организации и в окружающей социальной
среде атмосферы, поддерживающей созидательный социальный опыт обучающихся,
формирующей конструктивные ожидания и позитивные образцы поведения;
возможна организация рефлексии социальных взаимодействий и
взаимоотношений с различными субъектами в системе общественных отношений, в том
числе с использованием;
обеспечение разнообразия социальной деятельности по содержанию
(общение, познание, игра, спорт, труд), формам организации, возможному характеру
участия (увлечение, хобби, общественная активность, социальное лидерство);
стимулирование общественной самоорганизации обучающихся, поддержка
общественных инициатив школьников при подведении итогов четвертей, года,
оформлении портфолио достижений обучающегося.
Миссия образовательной организации в контексте социальной деятельности на
уровне среднего общего образования — дать обучающемуся представление об
общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через
практику общественных отношений с различными социальными группами и людьми с
разными социальными статусами.
Описание основных технологий взаимодействия и сотрудничества субъектов
воспитательной деятельности и социальных институтов
–
Технологии взаимодействия субъектов воспитательного процесса и
социальных институтов разворачиваются в рамках двух парадигм: парадигмы
традиционного содружества и парадигмы взаимовыгодного партнерства.
–
Образовательная организация активно взаимодействует с сельским СДК,
сельской библиотекой, ПДН «Мазановский», ДРСК, и т.д.
16

Взаимодействие и сотрудничество с социальными партнерами осуществляется
через создание и работу объединений, кружков, секций и проведением совместных
мероприятий.
Объединения,
кружки, секции
«Юные патриоты»

Мероприятия

Участие
в
конкурсах,
смотрах, соревнованиях

Уроки
мужества, Конкурс
видеоклипов
приуроченные
к
дням инсценированной песни «Нам
воинской славы и памятным этот мир завещано беречь»,
датам РФ: «День Героев Фестиваль инсценированной
Отечества»,
«День
патриотической
песни
неизвестного солдата», «День
«Победа». Конкурсы чтецов:
полного освобождения
«Жизнь прекрасна», «Детство,
Ленинграда» и т.д.
опаленное войной»,
Тематические классные часы
«Память и гордость в сердцах
патриотической
поколений»
направленности:
«Великие
Конкурс сочинений «Я против
полководцы», «День
войны».
за
Защитника Отечества» и т.д. Флэшмоб «Спасибо
Победу!»,
«День
единых
Митинги: «День памяти жертв
террористических
актов», действий» РДШ Флэшмоб
«Георгиевская лента».
«День вывода
советских войск из
Афганистана»
Акции:
«Георгиевская
ленточка»,
«Открытка
Ветерану», «Ветеран живет
рядом», «Полевая почта»,
«Знамя
Победы»,
«Стена Памяти»
Волонтерская
работа:
оказание
хозяйственной
помощи ветеранам войны и
труда, детям войны, вдовам
участников Великой
Отечественной войны; уход
за воинскими захоронениями.
Фестиваль патриотической
песни «Я Гражданин России»
Фестиваль военной песни
«Эх, путь дорожка
фронтовая».
,
Конкурс
чтецов: «Детство
опаленное войной».
Конкурсы рисунков, плакатов ,
буклетов.
17

Кроме того, в образовательной организации проходят тематические месячники:
«Месячник пожилого человека», «Декада, посвященная Дню матери», «Всемирный день
инвалида»», неделя «Толерантности» и др.
Описание форм и методов формирования у обучающихся экологической культуры,
культуры здорового и безопасного образа жизни, включая мероприятия по
обучению правилам безопасного поведения на дорогах
Экологическая здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения
на ступени начального общего образования может быть представлена в виде
взаимосвязанных блоков: по созданию экологически безопасной здоровьесберагающей
инфраструктуры; рациональной организации учебной и внеучебной деятельности
обучающихся; безопасного поведения на дорогах; эффективной организации
физкультурно-оздоровительной работы; реализации модульных образовательных
программ и просветительской работы с родителями(законными представителями) и
должна способствовать формированию у обучающихся экологической культуры,
ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей
среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни.
Экологически безопасная здоровьесберегающая инфраструктура образовательной
организации включает:
- соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательной
организации санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности,
требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся и работников
образования;
- наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а
также для хранения и приготовления пищи;
- организация качественного горячего питания обучающихся
- оснащённость
кабинетов,
физкультурного
зала,
спортплощадки
необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
- наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и
квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих работу с
обучающимися (логопед, учителя физической культуры, психолог и т.д.)
- наличие пришкольной площадки.
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся
направлена на повышение эффективности учебного процесса, предупреждение
чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия
перегрузки, чередования труда и отдыха обучающихся и включает:
- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму
учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и
спортивных секциях) обучающихся на всех этапах обучения;
- использование методов и методик обучения, адекватных возрастным
возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших
апробацию); - обучение обучающихся вариантам рациональных способов и приёмов
работы с учебной информацией и организации учебного труда;
18

- введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем
специалистов;
- строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств
обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
- индивидуализацию обучения (учёт индивидуальных особенностей развития:
темпа развития и темпа деятельности), работу по индивидуальным программам
начального общего образования;
- рациональную и соответствующую требованиям организацию уроков
физической культуры и занятий активно-двигательного характера в основной школе.
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы направлена на
обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического
развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение
адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и
формирование культуры здоровья, включает: полноценную и эффективную работу с
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами, а также с
обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в
секциях и т. п.);
- рациональную и соответствующую возрастным и индивидуальным
особенностям развития обучающихся организацию уроков физической культуры и
занятий активно-двигательного характера;
- организацию занятий по лечебной физкультуре;
- организацию часа активных движений (динамической паузы);
- организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках,
способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
- организацию работы спортивных секций, туристических, экологических
кружков, слётов, лагерей и создание условий для их эффективного
функционирования;
- регулярное
проведение
спортивно-оздоровительных,
туристических
мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Описание форм и методов повышения педагогической культуры родителей
(законных представителей) обучающихся
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) – одно
из ключевых направлений реализации программы воспитания и социализации
обучающихся на уровне начального общего образования. Система работы
образовательной организации по повышению педагогической культуры родителей
(законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся младшего школьного возраста основывается на следующих
принципах:
–
совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в
определении направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательной
организации по духовнонравственному развитию и воспитанию обучающихся с учетом
законодательно установленного преимущественного права родителей (законных
19

представителей) на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами,
мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей их семей, местных и
региональных культурных особенностей, в разработке содержания и реализации
программы воспитания и социализации обучающихся, оценке ее эффективности; сочетание
педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных
представителей);педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям
(законным представителям);поддержка и индивидуальное сопровождение становления и
развития
педагогической
культуры
каждого
из
родителей
(законных
представителей);содействие родителям (законным представителям) в решении
индивидуальных проблем воспитания детей с учетом закрепленного законом приоритета
семьи родителей (законных представителей) обучающихся в воспитании своих детей перед
всеми иными лицами; опора на положительный опыт семейного воспитания, традиционные
семейные ценности народов России.
Методы повышения педагогической культуры родителей:
–
организация исследования родителями (целенаправленного изучения)
текстов психолого-педагогического и нормативно-правового содержания, опыта других
родителей;
–
информирование
социальным

родителей

специалистами

(педагогами,

педагогом, медицинскими работниками и т. п.);
–
организация «переговорных площадок» – места встречи родителей, младших
школьников, учителей для согласования интересов, позиций и способов взаимодействия по
решению конкретных вопросов, открытое обсуждение имеющихся проблем;
–
организация предъявления родителями своего опыта воспитания, своих
проектов решения актуальных задач помощи ребенку;
–
проигрывание родителем актуальных ситуаций для понимания собственных
стереотипов и барьеров для эффективного воспитания;
–

организация преодоления родителями ошибочных и неэффективных

способов решения задач семейного воспитания младших школьников;
–

организация совместного времяпрепровождения

родителей

одного

ученического класса;
–
преобразования стереотипов взаимодействия с родными близкими и
партнерами в воспитании и социализации детей.
Ведущей формой повышения педагогической культуры родителей (законных
представителей) обучающихся является родительское собрание, которое обеспечивает как
информирование, «переговорную площадку» так и психолого-педагогический тренинг.
Планируемые результаты
Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих
ценностей,
формирование
знаний,
начальных
представлений,
опыта
эмоциональноценностного постижения действительности и общественного действия в
контексте становления российской культурной и гражданской идентичности,
самосознания гражданина России. В результате реализации программы воспитания и
20

социализации обучающихся на уровне начального общего образования должно
обеспечиваться достижение обучающимися: воспитательных результатов – тех
духовнонравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия
в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии,
опыт самостоятельного действия); эффекта – последствий результата, того, к чему привело
достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его
компетентности, идентичности и т. д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта – развитие личности
обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. – становится
возможным благодаря деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного
воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также
собственным усилиям обучающегося.
Воспитательные результаты распределены по трем уровням.
–
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных
знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не
одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной
реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в урочной и
внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями положительного
социального знания и повседневного опыта.
–
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного
отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов
особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса,
образовательной организации, т. е. в защищенной среде, в которой ребенок получает (или
не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний,
начинает их ценить (или отвергает).
–
Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта
самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника
социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном
действии человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать)
гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного
уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с
представителями различных социальных субъектов за пределами образовательной
организации, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают
воспитательные эффекты: на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом
предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о
ценностях; на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности
школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно
ориентированных поступков; на третьем уровне создаются необходимые условия для
участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности
и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие,
осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и
21

становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся
достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть
последовательным, постепенным.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление
значимых эффектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых
национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и
социально психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям
и обществу и т. д.
–
По каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся на уровне начального общего образования предусмотрены и
могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.
Гражданско-патриотическое воспитание:
–
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю,
отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике,
законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям,
старшему поколению;
–
элементарные представления о государственном устройстве и социальной
структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об
этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения
гражданского и патриотического долга;
–
первоначальный опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской,
патриотической позиции;
–

первоначальный опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми

–

представителями разных народов России;

–
уважительное отношение к воинскому прошлому и настоящему нашей
страны, уважение к защитникам Родины. Нравственное и духовное воспитание:
–
начальные представления о традиционных для российского общества
моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах
взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений,
представителями различных социальных групп;
–
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и
младшими детьми, взрослыми в соответствии с традиционными нравственными нормами;
–

уважительное отношение к традиционным религиям народов России;

–

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к

человеку, находящемуся в трудной ситуации;
–
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском
обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и
поступков других людей;
–
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к
старшим, заботливое отношение к младшим;
22

–
знание традиций своей семьи и образовательной организации, бережное
отношение к ним.
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству: –
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям
России и человечества, трудолюбие;
–
ценностное и творческое отношение к учебному труду, понимание важности
образования для жизни человека;
–

элементарные представления о различных профессиях;

–
первоначальные навыки трудового,
сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
–

творческого

сотрудничества

со

осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания

нового;
–
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и
личностно значимой деятельности;
–
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и
наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
– осознание

важности

самореализации

в

социальном творчестве,

познавательной и практической, общественно полезной деятельности;
–

умения и навыки самообслуживания в школе и дома.

Интеллектуальное воспитание:
–
первоначальные представления о роли знаний, интеллектуального труда и
творчества в жизни человека и общества, возможностях интеллектуальной деятельности и
направлениях развития личности;
–

элементарные навыки учебно-исследовательской работы;

–
первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со
сверстниками, старшими детьми, взрослыми в творческой интеллектуальной
деятельности; – элементарные представления об этике интеллектуальной деятельности.
Здоровьесберегающее воспитание:
–
первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной
ценности, о физическом, духовном и нравственном здоровье, о неразрывной связи
здоровья человека с его образом жизни;
–

элементарный опыт пропаганды здорового образа жизни;

–

элементарный опыт организации здорового образа жизни;

–
представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения,
рекламы на здоровье человека;
–
представление о негативном влиянии психоактивных веществ, алкоголя,
табакокурения на здоровье человека;
–
регулярные занятия физической культурой и спортом и осознанное к ним
отношение. Социокультурное и медиакультурное воспитание:
–
первоначальное
«миролюбие»,

представление

о

23

значении

понятий

«гражданское согласие», «социальное партнерство»;
–
элементарный
опыт, межкультурного,
межнационального,
межконфессионального сотрудничества, диалогического общения;
–

первичный опыт социального партнерства и диалога поколений;

–
первичный опыт добровольческой деятельности, направленной на решение
конкретной социальной проблемы класса, школы, прилегающей к школе территории;
–
первичные
навыки
использования
информационной
среды,
телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества.
Культуротворческое и эстетическое воспитание:
–
умения видеть красоту в окружающем мире;
–

первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

–
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях
отечественной культуры;
–
первоначальный
опыт эмоционального
постижения народного творчества,
этнокультурных традиций, фольклора народов России;
–
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических
объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому
себе;
–
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой
деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах
творчества;
–
понимание важности реализации эстетических ценностей в пространстве
образовательной организации и семьи, в быту, в стиле одежды.
Правовое воспитание и культура безопасности:
–
первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях человека;
–
первоначальные
умения
отвечать
за
свои поступки, достигать
общественного согласия по вопросам школьной жизни;
–
элементарный опыт ответственного социального поведения, реализации прав
школьника;
–

первоначальный опыт общественного школьного самоуправления;

–
элементарные представления об информационной безопасности, о
девиантном и делинквентном поведении, о влиянии на безопасность детей отдельных
молодежных субкультур;
–
первоначальные представления о правилах безопасного поведения в школе,
семье, на улице, общественных местах.
Воспитание семейных ценностей:
–
элементарные представления о семье как социальном институте, о роли семьи
в жизни человека;
–
первоначальные представления о семейных ценностях, традициях, культуре
семейной жизни, этике и психологии семейных отношений, нравственных
взаимоотношениях в семье;
24

–
опыт позитивного взаимодействия в семье в рамках школьно-семейных
программ и проектов.
Критерии и показатели эффективности деятельности организации,
осуществляющей образовательную деятельность, по
обеспечению воспитания обучающихся
Оценка
эффективности
воспитательной
деятельности,
осуществляемой
образовательной организаций, является составной частью реализации программы
воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования.
Программа мониторинга включает в себя следующие направления (блоки
исследования):
Блок 1. Исследование особенностей духовно-нравственного развития, воспитания
и социализации младших школьников (достижение планируемых результатов
духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся по основным
направлениям программы; динамика развития обучающихся).
Блок 2. Исследование целостной развивающей образовательной среды в
образовательной организации (классе), включающей урочную, внеурочную и
внешкольную деятельность, нравственный уклад школьной жизни (создание
благоприятных условий и системы воспитательных мероприятий, направленных на
нравственное развитие учащихся).
Блок 3. Исследование взаимодействия образовательной организации с семьями
воспитанников в рамках реализации программы воспитания и социализации обучающихся
(повышения педагогической культуры и ознакомление родителей (законных
представителей) с возможностями участия в проектировании и реализации программы
воспитания и социализации; степень вовлеченности семьи в воспитательный процесс).
Данные, полученные по каждому из трех направлений мониторинга, могут
рассматриваться в качестве основных показателей исследования целостного процесса
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников в
образовательной организации.
В рамках мониторинга предполагается проведение психолого-педагогического
исследования и внедрение в педагогическую практику комплекса различных
самостоятельных эмпирических методов, направленных на оценку эффективности работы
образовательной организации по воспитанию обучающихся.
Методологический
инструментарий
исследования
предусматривает
использование следующих методов: тестирование (метод тестов), проективные методы,
опрос (анкетирование, интервью, беседа), психолого-педагогическое наблюдение
(включенное и узкоспециальное) и эксперимент, педагогическое проектирование
(моделирование), анализ педагогической деятельности (плана воспитательной работы).
Основной целью исследования является изучение динамики развития и
воспитания обучающихся в условиях специально-организованной воспитательной
деятельности (разработанная образовательной организацией программа воспитания и
социализации). В рамках исследования следует выделить три этапа:
Этап 1. Контрольный этап исследования (начало учебного года) ориентирован на
сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации
25

образовательной организацией программы воспитания и социализации обучающихся;
составление годового плана воспитательной работы.
Этап 2. Формирующий этап исследования (в течении всего учебного года)
предполагает реализацию образовательной организацией основных направлений
программы воспитания и социализации обучающихся; выполнение и корректировка плана
воспитательной работы.
Этап 3. Интерпретационный этап исследования (окончание учебного года)
ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований
после реализации образовательной организацией программы воспитания и социализации
обучающихся. Заключительный этап предполагает исследование динамики развития
младших школьников и анализ выполнения годового плана воспитательной работы.
Для изучения динамики развития обучающихся и эффективности реализуемой
образовательной организацией воспитательной программы результаты исследования,
полученные в рамках контрольного этапа эксперимента (до апробирования основных
направлений программы), изучаются в сравнении с экспериментальными данными
интерпретационного этапа исследования (после апробирования основных направлений
программы). Таким образом, при описании динамики развития обучающихся, в рамках
программы воспитания и социализации младших школьников, используются результаты
контрольного и интерпретационного этапов исследования.
Комплексная оценка эффективности реализуемой образовательной организацией
воспитательной программы осуществляется в соответствии с динамикой основных
показателей целостного процесса духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации младших школьников:
Блок 1. Исследование динамики развития обучающихся проводится в соответствии
с основными направлениями программы воспитания и социализации (результаты
исследования могут быть представлены по каждому направлению или в виде их
комплексной оценки).
Блок 2.Анализ изменений (динамика показателей) развивающей образовательной
среды в образовательной организации (классе) исследуется по следующим направлениям:
Условия для профессионального творчества педагогов (психологический климат в
коллективе (общая эмоциональная удовлетворенность); возможности для повышение
психолого-педагогической культуры и развития профессиональных навыков).Содействие
обучающимся в решении задач индивидуального развития и социализации (содержание
психолого-педагогической поддержки младших школьников в образовательной
организации).Расширение образовательных и развивающих возможностей для
обучающихся и их родителей (законных представителей) в образовательной организации
(организация кружков, секций, консультаций, семейного клуба, семейной гостиной).
Взаимодействие с общественными и профессиональными организациями, организациями
культуры, направленное на нравственное развитие учащихся и оптимизацию
воспитательной деятельности (организация культурного отдыха, экскурсий, занятий в
музеях, встреч с интересными людьми; проведение социальных и психологических
исследований; участие в конкурсах). Интерес учащихся к воспитательной программе,
реализуемой образовательной организацией (активное участие в мероприятиях,
положительные эмоциональные отзывы обучающихся).
26

Блок 3. Характер изменения (динамика показателей) сотрудничества
образовательной организации с семьями младших школьников в рамках реализации
программы воспитания и социализации обучающихся исследуется по следующим
направлениям: Степень вовлеченности родителей (законных представителей) в
воспитательный процесс (совместное проектирование, непосредственное участие в
реализации
и
оценка
эффективности
воспитательной
программы).
Психологопедагогическое просвещение родителей (законных представителей):
организация мероприятий и разработка программ, направленных на повышение уровня
психологопедагогической культуры; ознакомление и рекомендация литературы по
воспитанию и возрастной психологии. Содействие родителям (законным представителям)
в решении индивидуальных проблем воспитания детей (педагогические консультации;
информирование о работе психологической службы).Регулярное ознакомление родителей
(законных представителей) с содержанием и ходом реализации воспитательной работы,
дополнительными возможностями развития обучающихся в рамках программы (участие
во внешкольных мероприятиях; привлечение компетентных специалистов для проведения
развивающих программ, исследований детскородительских отношений и коррекционной
работы). Интерес родителей (законных представителей) к воспитательной программе,
реализуемой образовательной организацией (активное участие в мероприятиях,
положительные эмоциональные отзывы).
В качестве критериев, по которым изучается динамика процесса воспитания и
социализации обучающихся, выделены: Положительная динамика –увеличение
положительных значений выделенных показателей воспитания и социализации
обучающихся на интерпретационном этапе (окончание учебного года) по сравнению с
результатами контрольного этапа исследования (начало учебного года).Инертность
положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной
динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и
социализации обучающихся на интерпретационном этапе (окончание учебного года) по
сравнению с результатами контрольного этапа исследования (начало учебного года).
Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольном этапах
исследования. При условии соответствия содержания исследуемых показателей у
обучающихся, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях
общепринятым моральным нормам, устойчивость показателей может являться одной из
характеристик положительной динамики развития младших школьников и показателем
эффективности реализации образовательной организацией программы воспитания и
социализации обучающихся.
Оценка эффективности реализации образовательной организацией программы
воспитания и социализации сопровождается отчетными материалами исследования:
годовой план воспитательной работы по трем направлениям (блоки исследования); бланки
тестов и анкет заполненные обучающимися и их родителями (законными
представителями); материалы и листы наблюдений; сводные бланки результатов
исследования и т. д. Материалы отражают степень достижения планируемых результатов
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.
На основе результатов исследования составляется характеристика класса и
индивидуальная характеристика учащегося, включающая три основных компонента:
27

характеристику достижений и положительных качеств обучающегося; определение
приоритетных
задач
и
направлений
индивидуального
развития;
систему
психологопедагогических рекомендаций, призванных обеспечить гармоничное развитие
обучающегося и успешную реализацию задач начального общего образования.
Полученные и зафиксированные результаты исследования могут быть включены в
портфель достижений младших школьников.
Программа формирования экологической культуры, здорового
и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни в соответствии с определением ФГОС ООО — комплексная программа
формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм
поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического
здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и
эмоциональному развитию ребёнка.
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского
общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура,
безопасность человека и государства. Программа направлена на развитие мотивации и
готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать
предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного
образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как
источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального
благополучия. Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни при получении начального общего образования сформирована
с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
неблагоприятные экологические, социальные и экономические условия; факторы риска,
имеющие место в образовательных организациях, которые приводят к дальнейшему
ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе,
обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может
быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и
существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и
подростков и всего населения страны в целом; особенности отношения обучающихся
младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых
у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей
с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни
главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели,
болезненные уколы).
Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни обучающихся является направляемая и организуемая
взрослыми самостоятельная работа школьников, способствующая активной и успешной
социализации ребёнка в образовательной организации, развивающая способность
понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима
дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Одним из компонентов
формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
обучающихся является просветительская работа с их родителями (законными
28

представителями), привлечение родителей (законных представителей) к совместной
работе с детьми, к разработке программы школы по охране здоровья обучающихся.
Цели и задачи программы
Разработка программы формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни, а также организация всей работы по её реализации построена
на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной
адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
Основная цель настоящей программы – сохранение и укрепление физического,
психологического и социального здоровья обучающихся младшего школьного возраста
как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и
эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи программы: сформировать представления об основах экологической
культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного
для человека и окружающей среды; сформировать представление о позитивных и
негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье
позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра
телепередач, участия в азартных играх; дать представление с учётом принципа
информационной безопасности о негативных факторах риска для здоровья детей
(сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомление и т. п.),
о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков
и других психоактивных веществ, об их пагубном влиянии на здоровье; сформировать
познавательный интерес и бережное отношение к природе; научить школьников
выполнять правила личной гигиены и развить готовность на их основе самостоятельно
поддерживать своё здоровье; сформировать представление о правильном (здоровом)
питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; сформировать представление о
рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности,
научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; обучить
безопасному поведению в окружающей среде и элементарным навыкам поведения в
экстремальных ситуациях; сформировать навыки позитивного общения; научить
осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять
здоровье; сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым
вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Основными источниками содержания выступают экологические образы в
традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а также
элементы научного знания. Основные виды деятельности обучающихся: учебная, учебноисследовательская,
образнопознавательная,
игровая,
рефлексивнооценочная,
регулятивная, креативная, общественно полезная. Формируемые ценности: природа,
здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение. Основные формы
организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации игрового и учебного типа.
Системная работа на уровне начального общего образования по формированию
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни может быть организована
по следующим направлениям: создание экологически безопасной, здоровьесберегающей
инфраструктуры образовательной организации; организация учебной и внеурочной
деятельности обучающихся; организация физкультурнооздоровительной работы;
29

реализация дополнительных образовательных курсов; организация работы с родителями
(законными представителями).
Работа по реализации программы формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни реализуется в два этапа.
Первый этап — анализ состояния и планирование работы образовательной
организации по данному направлению, в том числе по: организации режима дня детей, их
нагрузкам, питанию, физкультурнооздоровительной работе, сформированности
элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных
привычек; организации проводимой и необходимой для реализации программы
просветительской работы образовательной организации с обучающимися и родителями
(законными представителями);выделению приоритетов в работе образовательного
образовательной организации с учётом результатов проведённого анализа, а также
возрастных особенностей обучающихся при получении начального общего образования.
Второй этап — организация просветительской, учебно-воспитательной и
методической работы образовательной организации по данному направлению.1.
Просветительская, учебно-воспитательная работа с обучающимися, направленная на
формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, включает:
внедрение в систему работы образовательной организации дополнительных
образовательных курсов, которые направлены на формирование экологической культуры
обучающихся, ценности здоровья и здорового образа жизни и могут реализовываться во
внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс; лекции, беседы,
консультации по проблемам экологического просвещения, сохранения и укрепления
здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек; проведение дней здоровья,
конкурсов, экологических троп, праздников и других активных мероприятий,
направленных на экологическое просвещение, пропаганду здорового образа жизни;
создание в школе общественного совета по реализации Программы, включающего
представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных
представителей), представителей детских физкультурнооздоровительных клубов,
специалистов по охране окружающей среды.
2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и
родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации
работников образовательной организации и повышение уровня знаний родителей
(законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:
проведение соответствующих лекций, консультаций, семинаров, круглых столов,
родительских собраний, педагогических советов по данной проблеме; приобретение для
педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научнометодической литературы; привлечение педагогов, медицинских работников, психологов
и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению
природоохранных, оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры
образовательной организации включает: соответствие состояния и содержания здания и
помещений образовательной организации экологическим требованиям, санитарным и
гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и
охраны труда обучающихся; наличие и необходимое оснащение помещений для питания
обучающихся; оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок
30

необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём. Организация учебной
и внеурочной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности
учебного процесса, при чередовании обучения и отдыха включает: соблюдение
гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки
(выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) обучающихся
на всех этапах обучения; использование методов и методик обучения, адекватных
возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик,
прошедших апробацию);введение любых инноваций в учебный процесс только под
контролем специалистов; строгое соблюдение всех требований к использованию
технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудио визуальных средств;
индивидуализацию обучения, учёт индивидуальных особенностей развития обучающихся:
темпа развития и темпа деятельности, обучение по индивидуальным образовательным
траекториям; ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и с
детьми с ОВЗ.
Наиболее эффективный путь формирования экологической культуры, ценности
здоровья, здорового образа жизни – самостоятельная работа обучающихся, направляемая
и организуемая взрослыми: учителями, воспитателями, психологами, взрослыми в семье.
Самостоятельная работа способствует активной и успешной социализации младшего
школьника, развивает способность понимать своё состояние, знать способы и варианты
рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил
личной гигиены. Виды учебной деятельности, используемые в урочной и внеурочной
деятельности: ролевые игры, проблемно ценностное и досуговое общение, проектная
деятельность, социальнотворческая и общественно полезная практика. Формы учебной
деятельности, используемые при реализации программы: исследовательская работа во
время прогулок, в музее, деятельность классной или школьной газеты по проблемам
здоровья или охраны природы, минипроекты, дискуссионный клуб, ролевые
ситуационные игры, практикум-тренинг, спортивные игры, дни здоровья. Организация
физкультурнооздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной
организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной
подготовленности, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и
укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:
полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках
физкультуры, в секциях и т. п.); рациональную организацию уроков физической культуры
и занятий активнодвигательного характера; организацию динамических перемен,
физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению
двигательной активности; организацию работы спортивных секций и создание условий
для
их
эффективного
функционирования;
регулярное
проведение
спортивнооздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов
и т. п.).
Работа с родителями (законными представителями) включает: лекции, семинары,
консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья,
факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей, и т. п.;
организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по
проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных
привычек и т. п.
31

В целях получения объективных данных о результатах реализации программы и
необходимости её коррекции ежегодно проводится систематический мониторинг в
образовательной организации. Мониторинг реализации Программы включает:
аналитические данные об уровне представлений обучающихся о проблемах охраны
окружающей среды, своём здоровье, правильном питании, влиянии психотропных
веществ на здоровье человека, правилах поведения в школе и вне школы, в том числе на
транспорте; отслеживание динамики показателей здоровья обучающихся: общего
показателя здоровья, показателей заболеваемости органов зрения и опорнодвигательного
аппарата; отслеживание динамики травматизма в образовательной организации, в том
числе дорожно-транспортного травматизма; отслеживание динамики показателей
количества пропусков занятий по болезни; включение в доступный широкой
общественности ежегодный отчёт образовательной организации обобщённых данных о
сформированности у обучающихся представлений об экологической культуре, здоровом и
безопасном образе жизни. Критерии эффективной реализации Программы формирования
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся: высокая
рейтинговая оценка деятельности школы по данному направлению в муниципальной или
региональной системе образования; отсутствие нареканий к качеству работы школы со
стороны органов контроля и надзора, органов управления образованием, родителей
(законных представителей) и обучающихся, что является показателем высокого уровня
деятельности управленческого звена школы; повышение уровня культуры
межличностного общения обучающихся и уровня эмпатии друг к другу; снижение уровня
социальной напряжённости в детской и подростковой среде; результаты экспресс
диагностики показателей здоровья школьников; положительные результаты анализа анкет
по исследованию жизнедеятельности школьников, анкет для родителей (законных
представителей).

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(416) 442-54-41

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».