Программа развития УУД

Рассмотрена на заседании
педагогического совета
Протокол от 21.06.2021 № 6

Утверждаю
Директор МОБУ Таскинской ООШ
___________ В.А. Голуб
Приказ от 21.06.2021 № 37

ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Пояснительная записка
Нормативно-правовой основой программы развития УУД (далее Программы) является:
• Закон Российской Федерации «Об образовании»;
• Федеральный государственный Стандарт основного общего образования;
• Устав МОБУ Таскинской ООШ; • Основная образовательная программа основного
общего образования.
Цель Программы - обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие
способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системнодеятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и развивающего потенциала
общего среднего образования.
«Универсальные учебные действия – это
•
способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
•
совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную
идентичность,
социальную
компетентность,
толерантность,
способность
к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого
процесса» (Глоссарий сайта standart.edu.ru). «В широком значении термин
«универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к
саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения
нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин
«универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов
действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы),
обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений,
включая организацию этого процесса». (сайт www.gcro.ru).
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они:
носят надпредметный, метапредметный характер;
обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного
развития и саморазвития личности;
• обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
• лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо
от её специально-предметного содержания.
Выделяют следующие блоки УУД:
Личностные (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся
(умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание
моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в
социальных ролях и межличностных отношениях)
Регулятивные (обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности)
Познавательные (обеспечивают исследовательскую компетентность, умение работать с
информацией) Коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность и учет
позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном

обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и
взрослыми)
Развитие универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в
контексте усвоения разных предметных дисциплин. Каждый из них, в зависимости от
содержания и способов организации учебной деятельности учащихся, раскрывает
определенные возможности для развития универсальных учебных действий. Учителя
предметники работают согласованно, в команде, для достижения наилучших результатов.
Требования к развитию универсальных учебных действий находят отражение в
планируемых результатах освоения программ всех учебных курсов. На этапе основного
общего образования УУД развиваются не только в учебной деятельности, но и в таких, как
проектная и исследовательская.
Настоящая Программа состоит из следующих разделов:
1.
Планируемые результаты, наименование типовых задач, форм и методов
развития УУД у обучающихся.
2.
Основные направления учебно-исследовательской и проектной деятельности
обучающихся.
3.
Формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования
ИКТ. 4. Условия, обеспечивающие развитие УУД у обучающихся. 5. Система оценки
деятельности ОО по формированию и развитию УУД обучающихся.
1. Планируемые результаты, наименование типовых задач, форм и методов развития
УУД у обучающихся
Способы и формы развития УУД

УУД

Формы и способы
развития УУД

Диагностический
инструментарий для
выявления уровня
сформированности УУД

Личностные УУД:
умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание
моральных норм и умения выделять нравственный аспект поведения на основе
определения учащимся своего места в обществе и в жизни в целом.
Диагностический опросник
урочная и
5 класс:
«Личностный рост»
1. ценить и принимать
внеурочная деятельность;
Личностный опросник
следующие базовые
- этические беседы,
«ОТКЛЭ»
ценности: «добро»,
лекции, диспуты;
Н.И.Рейнвальд Анкета
«терпение», «любовь к
тематические
России к своей малой
вечера, турниры знатоков «Субъективность учащихся в
образовательном процессе»
родине»,
этики; -совместная
«природа», «семья»,
деятельность,
«мир»,
сотрудничество
«справедливость»,
«желание понимать друг
друга», «доверие к
людям», «милосердие»,

«честь» и «достоинство»;
2. уважение к своему
народу, развитие
толерантности; 3.
освоения личностного
смысла учения, выбор
дальнейшего
образовательного
маршрута;
4.
оценка жизненных
ситуаций и поступков
героев художественных
текстов с точки зрения
общечеловеческих норм,
нравственных
и
этических
ценностей
гражданина России;
5.
выполнение норм
и требований школьной
жизни и обязанностей
ученика; знание прав
учащихся и умение ими
пользоваться.
6 класс:
1.создание историкогеографического образа,
включающего
представление о
территории и границах
России, ее географических
особенно стях, знание
основных исторических
событий развития
государственности и
общества;
2. формирование образа
социальнополитического
устройства России,
представления о ее
государственной
организации, символике,
знание государственных
праздников;
3. уважение и принятие
других народов России и
мира,
межэтническая
толерантность,

- урочная и внеурочная
деятельность; этические беседы,
лекции, диспуты; тематические вечера,
турниры знатоков
этики; - совместная
деятельность,
сотрудничество; психологические
тренинги

Диагностический опросник
«Личностный рост»
Пословицы (методика С.М.
Петровой) Методика
«Психологическая культура
личности» (Т.А. Огнева, О.И.
Мотков)

готовность
к
равноправному
сотрудничеству;
4.
гражданский
патриотизм, любовь к
Родине, чувство гордости
за свою страну;
5. участие в школьном
самоуправлении в
пределах возраста
(дежурство в классе и в
школе, участие в детский
общественных
организациях, школьных
и внешкольных
мероприятиях).
7 класс:
1.
знание о своей
этнической
принадлежности,
освоение национальных
ценностей,
традиций,
культуры,
знание
о
народах и этнических
группах
России;
эмоциональное
положительное принятие
своей
этнической
идентичности;
2.
уважение
личности, ее достоинства,
доброжелательное
отношение
к
окружающим,
нетерпимость к любым
видам
насилия
и
готовность противостоять
им;
3.
уважение
ценностей семьи, любовь
к природе, признание
ценности здоровья своего
и других людей, оптимизм
в восприятии мира; 4.
умение вести диалог на

- урочная и внеурочная
деятельность; - этические
беседы, лекции, диспуты;
- тематические вечера,
турниры знатоков этики; совместная деятель-ность,
сотрудничество; психологические
практикумы

Диагностический опросник
«Личностный рост»
Анкета «Ценности
образования»
Анкета «Субъективность
учащихся в
обраовательном процессе»

основе
равноправных
отношений и взаимного
уважения,
конструктивное
разрешение конфликтов.
8 класс:
1. освоение
общекультурного
наследия России и
общемирового
культурного наследия; 2.
экологическое сознание,
признание высокой
ценности жизни во всех
ее проявлениях, знание
основных принципов и
правил отношения к
природе, знание основ
здорового образа жизни
и
здоровьесберегающих
технологий, правил
поведения в
чрезвычайных ситуациях;
3. сформированность
позитивной моральной
самооценки и
моральных чувств чувства гордости при
следовании моральным
нормам, переживание
стыда при их
нарушении; 4.
устойчивый
познавательный интерес
и становление
смыслообразующей
функции
познавательного мотива;
5. участие в общественной
жизни на уровне школы и
социума;
9 класс:
1. знание основных
положений Конституции

- урочная и внеурочная
деятельность; - этические
беседы, лекции, диспуты;
- тематические вечера,
турниры знатоков этики;
совместная деятель-ность,
сотрудничество - участие
в социальном
проектировании

Диагностический опросник
«Личностный рост»
Опросник
профильноориентационной
компетенции (ОПОК)
С.Л.Братченко Определение
направленности личности
(ориентационная анкета)

урочная и
внеурочная деятельность;

Диагностический опросник
«Личностный рост» Карта
самодиагностики степени

-

РФ, основных прав и
обязанностей гражданина,
ориентация в правовом
пространстве
государственнообщественных
отношений; 2.
сформированность
социально-критического
мышления, ориентация в
особенностях социальных
отношений и
взаимодействий,
установление взаимосвязи
между общественнополитическими
событиями; 3. ориентация
в системе моральных
норм и ценностей и их
иерархии, понимание
конвенционального
характера морали; 4.
сформированность
потребности в
самовыражении и
самореализации,
социальном признании;
5.
готовность к
выбору профильного
образования;
6.
умение строить
жизненные планы с
учетом конкретных
социально-исторических,
политических и
экономических условий.

5 класс:
1.постановка
частных задач на
усвоение готовых
знаний и действий

этические беседы,
лекции, диспуты; тематические вечера,
турниры знатоков этики; совместная деятель-ность,
сотрудничество; - участие
в социальном
проектировании.

-

Регулятивные УУД:
умение организовывать
свою учебную
деятельность
- творческие учебные
задания, практические
работы;
-проблемные ситуации;
проектная и

готовности к выбору профиля
обучения Анкета «Ценности
образования»
Модифицированный вариант
«Самоактуализационного
теста»

Тест-опросник для
определения уровня
самооценки (С.В.Ковалев)
Диагностика

(стоит задача
понять, запомнить,
воспроизвести)
2.использовать
справочную литературу,
ИКТ, инструменты и
приборы;
3.умение
самостоятельно
анализировать условия
достижения цели на
основе учета
выделенных учителем
ориентиров действий в
новом учебном
материале
6 класс:
1.принятие и
самостоятельная
постановка новых
учебных задач (анализ
условий, выбор
соответствующего
способа действий,
контроль и оценка его
выполнения)
2.умение планировать
пути достижения
намеченных целей;
3.умение адекватно
оценить степень
объективной и субъектной
трудности выполнения
учебной задачи;
4. умение обнаружить
отклонение от
эталонного образца и
внести соответствующие
коррективы в процесс
выполнения учебной
задачи;
5.принимать решения в
проблемной ситуации на
основе переговоров

исследовательская
деятельность.

коммуникативного
контроля
(М.Шнайдер)

- творческие учебные
задания, практические
работы;
-проблемные ситуации;
проектная и
исследовательская
деятельность.

Тест-опросник для
определения уровня
самооценки (С.В.Ковалев)
Диагностика
коммуникативного
контроля
(М.Шнайдер)

7 класс:
1.формирование навыков
целеполагания, включая
постановку новых целей,
преобразование
практической задачи в
познавательную;
2.формирование
действий планирования
деятельности во времени
и регуляция темпа его
выполнения на основе
овладения
приемами
управления
временем
(тайм-менеджмент)
3.адекватная оценка
собственных
возможностей в
отношении решения
поставленной задачи
8 класс:
1.умение анализировать
причины проблем и
неудач в выполнении
деятельности и находить
рациональные способы
их устранения;
2.формирование
рефлексивной
самооценки своих
возможностей
управления;
3.осуществлять
констатирующий и
предвосхищающий
контроль по результату и
по способу действия.
9 класс:
1.умение самостоятельно
вырабатывать и
применять критерии и
способы
дифференцированной
оценки собственной
учебной деятельности;

- творческие учебные
задания, практические
работы; проблемные
ситуации; проектная и
исследовательская
деятельность.

Тест-опросник для
определения уровня
самооценки (С.В.Ковалев)
Диагностика
коммуникативного контроля
(М.Шнайдер)

- творческие учебные
задания, практические
работы;
-проблемные ситуации;
проектная и
исследовательская
деятельность.

Тест-опросник для
определения уровня
самооценки (С.В.Ковалев)
Диагностика
коммуникативного
контроля
(М.Шнайдер)

- творческие учебные
задания, практические
работы;
-проблемные ситуации;
проектная и
исследовательская
деятельность.

Тест-опросник для
определения уровня
самооценки (С.В.Ковалев)
Диагностика
коммуникативного
контроля
(М.Шнайдер)

2.самоконтроль в
организации учебной и
внеучебной деятельности;
3.формирование навыков
прогнозирования как
предвидения будущих
событий и развития
процесса;
4.принятие
ответственности за свой
выбор организации своей
учебной деятельности.

5 класс:
1.самостоятельно
выделять и
формулировать цель;
2.ориентироваться в
учебных источниках;
3.отбирать и
сопоставлять
необходимую
информацию из
разных источников;
4.анализировать,
сравнивать,
структурировать
различные объекты,
явления и факты;
5.самостоятельно делать
выводы,
перерабатывать
информацию,
преобразовывать ее,
представлять
информацию на основе
схем, моделей,
сообщений;
6.уметь передавать
содержание в сжатом,

Познавательные УУД
включают общеучебные,
логические, действия
постановки и решения
проблем
-задания творческого и
поискового характера
(проблемные вопросы,
учебные задачи или
проблемные ситуации);
учебные проекты и
проектные задачи,
моделирование; дискуссии, беседы,
наблюдения, опыты,
практические работы; сочинения на заданную
тему и редактирование;
смысловое чтение и
извлечение необходимой
информации.

Предметные тесты Срезовые
контрольные работы
Специальные срезовые тесты
Педагогическое наблюдение
Контроль выполнения
домашних заданий

выборочном и
развернутом виде;
7.строить речевое
высказывание в устной и
письменной форме;
8.проводить наблюдение и
эксперимент под
руководством учителя
6 класс:
1.выбирать наиболее
эффективных способов
решения задач в
зависимости от
конкретных условий;
2.контролировать
и
оценивать
процесс
и
результат деятельности;
3.овладеть
навыками
смыслового чтения как
способа осмысление цели
чтения и выбор вида
чтения в зависимости от
цели;
4.извлечение
необходимой
информации
из
прослушанных текстов
различных
жанров;
5.определение основной
и
второстепенной
информации;
6.давать
определения
понятиям, устанавливать
причинно-следственные
связи;
7.осуществлять
расширенный поиск
информации с
использованием ресурсов
библиотек и Интернета.
7 класс:
1.свободно
ориентироваться и
воспринимать тексты
художественного,

(проблемные вопросы,
учебные задачи или
проблемные ситуации);
учебные проекты и
проектные задачи,
моделирование; дискуссии, беседы,
наблюдения, опыты,
практические работы; сочинения на заданную
тему и редактирование;
смысловое чтение и
извлечение необходимой
информации

Предметные тесты
Срезовые контрольные
работы
Специальные срезовые тесты
Педагогическое наблюдение
Контроль выполнения
домашних заданий

-задания творческого и
поискового характера
(проблемные вопросы,
учебные задачи или
проблемные ситуации);

Предметные тесты Срезовые
контрольные работы
Специальные срезовые тесты
Педагогическое наблюдение

научного,
публицистического и
официально-делового
стилей; 2.понимать и
адекватно оценивать язык
средств массовой
информации;
3.умение адекватно,
подробно, сжато,
выборочно
передавать
содержание текста;
4. составлять тексты
различных жанров,
соблюдая нормы
построения текста
(соответствие теме,
жанру, стилю речи и др.);
5. создавать и
преобразовывать модели
и схемы для решения
задач;
6.умение
структурировать тексты,
выделять главное и
второстепенное,
главную идею текста,
выстраивать
последовательность
описываемых событий.
8 класс:
1.анализ объектов с
целью выделения
признаков
(существенных,
несущественных);
2.синтез как
составление целого из
частей, в том числе
самостоятельно
достраивая, восполняя
недостающие
компоненты;
3.выбор оснований и
критериев для сравнения,

учебные проекты и
проектные задачи,
моделирование; дискуссии, беседы,
наблюдения, опыты,
практические работы; сочинения на заданную
тему и редактирование;
смысловое чтение и
извлечение необходимой
информации.

Контроль выполнения
домашних заданий

-задания творческого и
поискового характера
(проблемные вопросы,
учебные задачи или
проблемные ситуации);
учебные проекты и
проектные задачи,
моделирование; дискуссии, беседы,
наблюдения, опыты,
практические работы; сочинения на заданную
тему и редактирование;
смысловое чтение и

Предметные тесты Срезовые
контрольные работы
Специальные срезовые тесты
Педагогическое наблюдение
Контроль выполнения
домашних заданий

сериации, классификации
объектов,
самостоятельно выбирая
основания для указанных
логических операций;
4.осуществлять выбор
наиболее эффективных
способов решения задач в
зависимости от
конкретных условий;
5.обобщать понятия осуществлять логическую
операцию перехода от
видовых признаков к
родовому понятию, от
понятия с наименьшим
объемом к понятию с
большим объемом;
6.работать с метафорами понимать переносной
смысл выражений,
понимать и употреблять
обороты речи,
построенные на скрытом
уподоблении, образном
сближении слов
9 класс:
1.умение строить
классификацию на основе
дихотомического деления
(на основе отрицания);
2.умение устанавливать
причинноследственных
связей, строить
логические цепи
рассуждений,
доказательств;
3.выдвижение гипотез, их
обоснование через поиск
решения путем
проведения исследования
с поэтапным контролем и
коррекцией результатов
работы;

извлечение необходимой
информации.

-задания творческого и
поискового характера
(проблемные вопросы,
учебные задачи или
проблемные ситуации);
учебные проекты и
проектные задачи,
моделирование;
-дискуссии, беседы,
наблюдения, опыты,
практические работы; сочинения на заданную
тему и редактирование;
смысловое чтение и
извлечение необходимой
информации.

Предметные тесты Срезовые
контрольные работы
Специальные срезовые тесты
Педагогическое наблюдение
Контроль выполнения
домашних заданий

4.объяснять явления,
процессы, связи и
отношения, выявляемые
в ходе исследования;
5.овладение основами
ознакомительного,
изучающего,
усваивающего и
поискового чтения

5 класс:
1.участвовать в
диалоге: слушать и
понимать других,
высказывать свою
точку зрения на
события, поступки;
2.оформлять свои мысли в
устной и письменной
речи;
3.выполнять различные
роли в группе,
сотрудничать в
совместном решении
проблемы;
4.отстаивать и
аргументировать свою
точку зрения,
соблюдая правила
речевого этикета; 5.
критично относиться к
своему мнению,
договариваться с
людьми иных позиций,
понимать точку зрения
другого;
6.предвидеть последствия
коллективных решений
6 класс:
1.понимать возможности
различных точек зрения,
которые не совпадают с
собственной;

Коммуникативные УУД:
умение общаться,
взаимодействовать с
людьми
-групповые формы
работы;
-беседы, игры, сочинения;
-КТД, дискуссии;
самоуправление; конференции;
-игры - состязания, игры
конкурсы

-групповые формы работы;
-беседы, игры, сочинения;
-КТД, дискуссии;
самоуправление;
-конференции;

2.готовность к
обсуждению разных
точек зрения и выработке
общей (групповой
позиции);
3.определять цели и
функции участников,
способы их
взаимодействия;
4.планировать общие
способы работы группы;
5.обмениваться знаниями
между членами группы
для принятия
эффективных совместных
решений;
6.уважительное
отношение к партнерам,
внимание к личности
другого.
7 класс:
1.умение устанавливать и
сравнивать разные точки
зрения, прежде чем
принимать решение и
делать выбор;
2.способность брать на
себя инициативу в
организации совместного
действия;
3.готовность адекватно
реагировать на нужды
других,
оказывать
помощь
и
эмоциональную
поддержку партнерам в
процессе
достижения
общей цели совместной
деятельности;
4.использовать
адекватные языковые
средства для отражения
в форме речевых
высказываний своих

-игры - состязания, игры
конкурсы.

-групповые формы работы;
-беседы, игры, сочинения;
-КТД, дискуссии;
самоуправление;
-конференции;
-игры - состязания, игры
конкурсы; психологические
практикумы и тренинги.

чувств, мыслей,
побуждений
8 класс:
1. вступать в диалог,
участвовать в
коллективном
обсуждении проблем,
владеть монологической
и диалогической
формами речи в
соответствии с
грамматическими и
синтаксическими форма
ми родного языка;
2.умение
аргументировать свою
точку зрения , спорить и
отстаивать свою
позицию невраждебным
для оппонентов
способом;
3.способность с
помощью вопросов
добы- вать недостающую
информацию
(познавательная
инициативность);
4.устанавливать рабочие
отношения,
эффективно
сотрудничать и
способствовать
продуктивной
кооперации;
5.адекватное
межличностное
восприятие партнера
9 класс:
1.разрешать конфликты
через выявление, иден
тификацию проблемы,
поиск и оценку
альтернативных способов
разрешение конфликта,

-групповые формы работы;
беседы, игры,
сочинения;
-КТД, дискуссии;
самоуправление; конференции;
игры - состязания,
игры - конкурсы.

-групповые формы работы;
-беседы, игры, сочинения;
-КТД, дискуссии;
-самоуправление;
конференции;
-игры - состязания, игры
конкурсы; психологические

Тест коммуникативных
умений Л.Михельсона
Методика «Уровень
общительности»
(В.Ф.Ряховский)

принимать решение и
реализовывать его;
2.управлять поведением
партнера через контроль,
коррекцию, оценку
действий, умение
убеждать;
3.интегрироваться в
группу сверстников и
строить продуктивное
взаимодействие с людьми
разных возрастных
категорий; 4.переводить
конфликтную ситуацию в
логический план и
разрешать ее как задачу
через анализ ее условий;
5.стремиться
устанавливать
доверительные
отношения
взаимопонимания,
способность к эмпатии;
6.речевое отображение
(описание, объяснение)
содержания
совершаемых действий в
форме речевых значений
с целью ориентировки
(планирование, контроль,
оценка)
предметнопрактической
или иной деятельности
как в форме громкой
социализированной речи,
так и в форме внутренней
речи (внутреннего
говорения), служащей
этапом интериоризации процесса переноса во
внутренний план в ходе
усвоения умственных
действий и понятий

практикумы, тренинги,
ролевые игры.

Так же как и в начальной школе, в основе развития УУД в основной школе лежит системнодеятельностный подход. Знания не передаются обучающимся в готовом виде, а добываются
самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Взаимодействие
обучающегося с учителем и одноклассниками принимает характер сотрудничества.
Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием
обучающихся в выборе методов обучения. Всё это придаёт особую актуальность задаче
развития в основной школе универсальных учебных действий. Развитие УУД в основной
школе целесообразно в рамках использования возможностей современной
информационной образовательной среды как:
-средства обучения, повышающего эффективность и качество подготовки школьников,
организующего оперативную консультационную помощь в целях формирования культуры
учебной деятельности в ОУ;
-инструмента познания за счёт формирования навыков исследовательской деятельности
путём моделирования работы научных лабораторий, организации совместных учебных и
исследовательских работ учеников и учителей, возможностей оперативной и
самостоятельной обработки результатов экспериментальной деятельности;
-средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения необходимой
информации из разнообразных источников;
-средства развития личности за счёт формирования навыков культуры общения;

Технологии развития
УУД Блок УУД
Коммуникативные
личностные

Составляющие УУД

Типовые задачи

•
личностное
самоопределение
• развитие Я-концепции
•
смыслообразование
• мотивация
•нравственно-этическое
оценивание
- планирование и
осуществление учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками
- постановка вопросов инициативное
сотрудничество в поиске
и сборе информации
•
учет позиции
партнера
•
разрешение
конфликтов
•
управление
поведением партнёра —
контроль,
коррекция,
оценка его действий
•
умение
с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации
передача информации и
отображение предметного
содержания

Участие в проектах, творческие
задания, самооценка события,
самоанализ, ролевые игры в
рамках тренинга, подведение
итогов урока, вербальное
восприятие живописи, музыки,
литературы. Мысленное
воспроизведение и анализ
картины, ситуации, книги,
фильма, составление задания
партнёру, отзыв на работу
товарища, парная работа по
выполнению заданий, поиску
информации и т.д. диалоговое
слушание, диспуты, дискуссии
задания на развитие
диалогической речи
(обсуждение, расспрос,
убеждение, приглашение т.д.)
задания на развитие
монологической речи
(составление рассказа,
описание, объяснение и т.д.)
ролевые игры в рамках
тренинга, групповые игры

Познавательные

•самостоятельное
выделение
и
формулирование учебной
цели;
•
информационный
поиск;
•
знаковосимволические действия;
• структурирование
знаний;
•произвольное
и
осознанное
построение речевого
высказывания (устно и
письменно);
•
смысловое чтение
текстов различных
жанров; извлечение
информации в
соответствии с целью
чтения;
•рефлексия способов
и
условий действия, их
контроль и оценка;
критичность

задачи и проекты на
выстраивание стратегии поиска
решения задач, задания на
нахождение отличий,
сравнение, пои лишнего,
упорядочивание, цепочки,
оценивание т.д. задания на
поиск
информации
из
разных
источников задачи и проекты на
проведение
эмпирического
исследования задачи и проекты
на проведение теоретического
исследования,
составление
схем-опор, работа с планом,
тезисами,
конспектами,
составление и расшифровка
схем, диаграмм, таблиц, работа
со словарями и справочниками,
задачи на смысловое чтение

Маршрутные листы, подготовка
мероприятия (праздника,
концерта и т.д.). включающая в
себя планирование этапов
выполнения работ
отслеживание продвижения в
выполнении задания
соблюдение граф подготовки и
предоставления материалов,
поиск необходимых ресурсов,
распределение обязанностей
контроль качества выполнения
работы, тренинговые и
проверочные задания,
тренинговые задания, парная
и коллективная
деятельность, задания,
нацеленные на оценку, прикид
и прогнозирование результата,
задания на самопроверку
результата, оценку результата,
коррекцию (преднамеренные
ошибки), задания, обучающие
пошаговому и итоговому
контролю за результатами
планированию решения задачи
и прогнозированию результата,
задания, содержащие элементы
проектной и исследовательской
деятельности, самоконтроль и
самооценка, взаимоконтроль и
взаимооценка,
дифференцированные задания,
выполнение различных
творческих работ
предусматривающих
сбор
и обработка информации
подготовку предварительного
наброска, черновой и
окончательной версий
обсуждение и презентацию,
ведение протоколов
выполнения учебного задания,
подготовка материалов для
школьного сайта, школьной
газеты, выставки, ведение
читательских дневников,
дневников самонаблюдений,
дневников наблюдений за
природными явлениями.
Распределение материала и типовых задач по различным предметам не является
жёстким, начальное освоение одних и тех же универсальных учебных действий и
Регулятивные

- планирование
- рефлексия
- ориентировка в
ситуации
-прогнозирование
-целеполагание
-оценивание
- принятие решения
- самоконтроль
коррекция

закрепление освоенного может происходить в ходе занятий по разным предметам.
Распределение типовых задач внутри предмета должно быть направлено на достижение
баланса между временем освоения и временем использования соответствующих действий.
При этом особенно важно учитывать, что достижение цели развития УУД в основной школе
не является уделом отдельных предметов, а становится обязательным для всех без
исключения учебных курсов как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Основные направления учебно-исследовательской и проектной
деятельности обучающихся
Распределение материала и типовых задач по различным предметам не является
жёстким, начальное освоение одних и тех же универсальных учебных действий и
закрепление освоенного может происходить в ходе занятий по разным предметам.
Распределение типовых задач внутри предмета должно быть направлено на достижение
баланса между временем освоения и временем использования соответствующих действий.
При этом особенно важно учитывать, что достижение цели развития УУД в основной
школе не является уделом отдельных предметов, а становится обязательным для всех без
исключения учебных курсов как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Одним из
путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе
является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную
деятельность, имеющую следующие особенности:
1)
цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их
личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна
быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной
области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание
продукта, имеющего значимость для других;
2)
учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть
организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в
общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя
различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и
продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными
людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки
индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
3)
организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников
обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах
деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков,
реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
При построении учебно-исследовательского процесса учителю важно учесть
следующие моменты:
-тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с
кругом интереса учителя;
-необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход
поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем
безукоризненно правильно;
-организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться
на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи;
2.

-раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а
уже потом науке.
Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не
столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие
школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере,
формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение
сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как
показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
Процесс проектирования в основной школе проходит несколько стадий.
На переходном этапе (5-6 классы) в учебной деятельности используется
специальный тип задач - проектная задача.
Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор
заданий целенаправленно стимулируется система действий, направленных на получение
еще никогда не существовавшего в практике обучающегося результата («продукта»), и в
ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная
задача носит групповой характер. Проектная задача задает общий способ проектирования с
целью получения нового (до этого неизвестного) результата.
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи
школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или
системы) заданий и требуемых для их выполнения. Педагогические эффекты от
проектных задач:
-задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей
между собой при решении поставленной ими самими задачам. Определяет место и время
для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе;
-учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально
разработанные задания;
-дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных
им предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально
скрыты, а иногда и требуют переконструирования.
Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших подростков (5-6
классы) формируются следующие способности:
-рефлексировать
-целеполагать
-планировать
-моделировать
-проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач
-вступать коммуникацию (взаимодействовать)
Основными инструментами оценки в рамках решения проектных задач являются
экспертные карты (оценка процесса решения) и экспертные оценки по заданным
критериям предъявления выполненных «продуктов». Как итог учебного года для учителя
важна динамика в становлении класса (группы) как учебного сообщества, в развитии
способностей детей ставить задачи, искать пути их решения. На этапе решения проектных
задач главной является оценка процесса (процесса решения, процесса предъявления
результата) и только потом оценка самого результата.
Итак, проектные задачи на образовательном переходе (5-6 классы) есть шаг к
проектной деятельности в подростковой школе (7-9 классы)

На этапе самоопределения (7-9 классы) появляются проектные формы учебной
деятельности, учебное и социальное проектирование.
Проектная форма учебной деятельности учащихся - есть система учебнопознавательных, познавательных действий школьников под руководством учителя,
направленных на самостоятельный поиск и решение нестандартных задач (или известных
задач в новых условиях) с обязательным представлением результатов своих действий в виде
проекта.
Проектирование (проектная деятельность) – это обязательно практическая
деятельность, где школьники сами ставят цели своего проектирования. Она гораздо в
меньшей степени регламентируется педагогом, т.е. в ней новые способы деятельности не
приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ставя
практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства, причем
решение поставленной задачи может быть более или менее удачным, т.е. средства могут
быть более или менее адекватными. Но мерилом успешности проекта является его продукт.
Проектная деятельность именно на этом этапе образования представляет собой особую
деятельность, которая ведет за собой развитие подростка. «Ведущая деятельность»
означает, что эта деятельность является абсолютно необходимой для нормального хода
развития именно подростков.
Особое значение для развития УУД в основной школе имеет индивидуальный
проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся
на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой
работы подросток — автор проекта — самостоятельно или с небольшой помощью педагога
получает возможность научиться планировать и работать по плану — это один из
важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть
школьник.
Работая над проектом, подростки имеют возможность в полной мере реализовать
познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями, а иногда и с
личными проблемами. Одной из особенностей работы над проектом является
самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть
допущенные просчёты (на первых порах это переоценка собственных сил, неправильное
распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за
помощью).
Проектная форма сотрудничества предполагает совокупность способов,
направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую организацию
совместной деятельности партнёров. Такая деятельность ориентирована на удовлетворение
эмоционально-психологических потребностей партнёров на основе развития
соответствующих УУД, а именно:
-оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели; обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
-устанавливать с партнёрами отношения взаимопонимания; - проводить эффективные
групповые обсуждения;
-обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных
совместных решений;
-чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять инициативу
для достижения этих целей;

-адекватно реагировать на нужды других.
Учебный проект - прекрасный способ проверки знаний обучающихся, поэтому
контрольная работа по пройденной теме вполне может проводиться в форме защиты
учебного проекта.
Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки,
формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной
демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности. При
правильной организации именно групповые формы учебной деятельности помогают
формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников,
воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и
другие ценные личностные качества.
3. Формирование и развитие компетенции обучающихся в области
использования ИКТ
Образовательная среда основной школы в современных условиях формируется как
информационная среда, т. е. такая среда, которая сформирована на основе
информационно-образовательных ресурсов, направленных на развитие творческой,
социально активной личности, а также обеспечивает интеграцию информационных
технологий в образовательный процесс и создает условия для развития информационной
компетентности всех участников этого процесса.
Условием формирования ИКТ-компетентности учащихся является информационнообразовательная среда школы (далее – ИОС).
ООП основной школы в образовательной организации ориентирована на уровень
частичной информатизации, где преподавание поддержано средствами ИКТ, учителя
обладают необходимой профессиональной ИКТ компетентностью. При этих условиях идет
трансформация уклада школы и образовательного процесса со все более полной
реализацией требований к результатам освоения образовательной программы, задаваемым
ФГОС, в том числе – в направлении формирования ИКТ-компетентности учащихся.
Программа школы направлена на оптимизацию временных и интеллектуальных
затрат на педагогическую деятельность с помощью сетевых информационных технологий.
Она ориентирована на третий этап информатизации школы, который связан с
использованием средств ИКТ для решения задач индивидуализации учебного процесса и
знаменует собой качественное обновление образовательного процесса, возникновение
новой модели массовой школы (новой школы), где классно-урочная система становится
лишь одним из элементов образовательной системы. Отражение информационнообразовательного процесса в ИОС школы:
ФГОС (требования к условиям
информационноСитуация в школе
образовательной среды) ООП ООО
Размещение поурочного календарноЭлектронный дневник учащегося %
тематического планирования по каждому
курсу в ИОС
Сайт школы
Размещение материалов, предлагаемые
учителем учащимся в дополнение к
Папки учителей для общего пользования
учебнику в частности гипермедийные
на их компьютерах.
иллюстрации и справочный материал,
которые, помимо текстовой формулировки

могут включать видеофильм для анализа,
географическую карту и т. д.
В информационной среде размещаются
домашние задания, они могут
предполагать использование заданных
учителем ссылок в интернете, или
свободный (ограниченный
образовательными рамками) поиск в сети
Учащийся
размещает
результаты
выполнения аттестационных работ,
«письменных» домашних заданий,
чтения текста на иностранном языке,
отснятый им видеофильм, таблицу
экспериментальных данных и т. д.,
учитель их анализирует и сообщает
учащемуся свои комментарии, размещая
свои рецензии в информационной среде
Там же текущие и итоговые оценки
учащихся

Электронная почта Образовательные
порталы с возможностью дистанционного
обучения.

Электронная почта, публичные папки
учителей

Электронный дневник учащегося

Структура и функции образовательной ИКТ-компетентности
Формирование и развитие ИКТ-компетентности учащихся представляет
комплексную работу, направленную на реализацию требований стандарта к
личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной
образовательной программы, которая обеспечивает становление и развитие учебной
и общепользовательской ИКТ-компетентности.
Введенное понятие ИКТ-грамотности определяет, какими же навыками и умениями
должен обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в данном
смысле.
Перечень этих навыков и умений приведен ниже в порядке повышения сложности
познавательных (когнитивных) действий, необходимых для их выполнения:
•
определение информации – способность использовать инструменты
ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой
информации;
•
доступ к информации – умение собирать и/или извлекать информацию;
•
управление информацией – умение применять существующую схему
организации или классификации;
•
интегрирование информации – умение интерпретировать и
представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и
противопоставление данных;
•
оценивание информации – умение выносить суждение о качестве,
важности, полезности или эффективности информации;
•
создание информации – умение генерировать информацию, адаптируя,
применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;
•
передача информации – способность должным образом передавать
информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять

электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в
соответствующем направлении.
Структуру ИКТ-компетентности составляют следующие познавательные
навыки
(когнитивные действия):
Определение
(идентификация)

умение точно интерпретировать вопрос - умение
детализировать вопрос
нахождение в тексте информации, заданной в явном или в
неявном виде
идентификация терминов, понятий - обоснование
сделанного запроса

Доступ (поиск)выбор терминов поиска с учетом уровня детализации
соответствие результата поиска запрашиваемым терминам
(способ оценки)
- формирование стратегии поиска - качество синтаксиса
Управление

создание схемы классификации для структурирования
информации
использование предложенных схем классификации для
структурирования информации

Интеграция

умение сравнивать и сопоставлять информацию из
нескольких источников
умение исключать несоответствующую и несущественную
информацию
умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную
информацию

Оценка

выработка критериев для отбора информации в соответствии
с потребностью
выбор ресурсов согласно выработанным или указанным
критериям

Создание

умение вырабатывать рекомендации по решению
конкретной проблемы на основании полученной информации, в
том числе противоречивой
умение сделать вывод о нацеленности имеющейся
информации на решение конкретной проблемы
умение обосновать свои выводы
умение сбалансировано осветить вопрос при наличии
противоречивой информации
структурирование созданной
повышения убедительности выводов

информации

с

целью

Сообщение (передача) умение адаптировать информацию для конкретной аудитории
(путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда) умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением
авторских прав)
обеспечение в случае необходимости конфиденциальности
информации
умение воздерживаться от использования провокационных
высказываний по отношению к культуре, расе, этнической
принадлежности или полу
знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю
конкретного общения
Переход от «знаньевоцентрического» подхода в обучении (знания ради знаний) к
«компетентностному» обучению предполагает воспитание такого человека и гражданина,
который будет приспособлен к постоянно меняющимся условиям жизни. За основу понятия
компетентности взяты: способность брать на себя ответственность,
участвовать в демократических процедурах, общаться и обучаться на протяжении
всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. В рамках
примерной программы используется следующее определение ИКТ-компетентности.
ИКТ-компетентность – это способность учащихся использовать информационные и
коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации,
обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая
достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося
информационного общества.
Формирование и развитие ИКТ-компетентности учащихся включает в себя
становление и развитие учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТкомпетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к
самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к
решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с
применением средств ИКТ. В ИКТ-компетентности выделяются элементы, которые
формируются и используются в отдельных предметах, в интегративных межпредметных
проектах, во внепредметной активности. В то же время освоение ИКТ-компентентности в
рамках отдельного предмета содействует формированию метапредметной ИКТкомпетентности, играет ключевую роль в формировании универсальных учебных действий.
Например, формирование общих, метапредметных навыков поиска информации
происходит в ходе деятельности по поиску информации в конкретных предметных
контекстах и средах:
в русском и иностранных языках, истории, географии, естественных науках
происходит поиск информации.
Учащиеся должны быть способны использовать информационные и
коммуникационные технологии при выполнении универсальных учебных действий:
•познавательных: поиск и организация информации, моделирование, проектирование,
хранение и обработка больших объемов данных;
•регулятивных: управление личными проектами, организация времени;
•коммуникативных:

•непосредственная коммуникация (общение в сети, выступление с компьютерным
сопровождением);
•опосредованная коммуникация (создание документов и печатных изданий, создание
мультимедийной продукции, создание электронных изданий).
По каждому из перечисленных направлений умение выполнять что-либо с
применением средств ИКТ включает умение выполнять это действие в принципе и уже
затем делать это с применением ИКТ. Формируя ИКТ-компетенции школьников важно
уделять основное внимание не сугубо компьютерно-инструментальной стороне вопроса, а
более эффективному и результативному выполнению того или иного действия. Например,
обучая публичным выступлениям с компьютерным сопровождением, рекомендуется
концентрировать внимание не на технологических нюансах подготовки презентации, а
повышении эффективности и результативности самого выступления вследствие
применения компьютерной поддержки.
В учебном процессе можно выделить следующие основные формы организации
формирования ИКТ-компетентности:
• на уроках информатики с последующим применением сформированных умений в
учебном процессе на уроках и во внеурочной деятельности;
• при информатизации традиционных форм учебного процесса, в том числе при
участии школьников в процессе информатизации (создание электронных пособий): тесты,
виртуальные лаборатории, компьютерные модели, электронные плакаты, типовые задачи в
электронном представлении;
• при работе в специализированных учебных средах;
• при работе
над проектами и
учебными
исследованиями:
поиск
информации; исследования; проектирование; создание ИКТ-проектов, оформление,
презентации;
• при включении в учебный процесс элементов дистанционного образования.
4. Условия, обеспечивающие развитие УУД у обучающихся
Учебное сотрудничество
На ступени основного общего образования дети активно включаются в совместные
занятия. Хотя учебная деятельность по своему характеру остается преимущественно
индивидуальной, тем не менее вокруг нее (например, на переменах, в групповых играх,
спортивных соревнованиях, в домашней обстановке и т. д.) нередко возникает реальное
сотрудничество школьников. Оно приобретает формы взаимопомощи, взаимоконтроля и т.
п. В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование
коммуникативных действий происходит более интенсивно, с более высокими показателями
и в более широком спектре.
Совместная деятельность
Под совместной деятельностью понимается обмен действиями и операциями, а также
вербальными и невербальными средствами коммуникации между учителем и учениками, а
также между самими школьниками в процессе формирования знаний, умений,
компетенций. Особенностью совместной деятельности является преобразование,
перестройка позиции личности как в отношении к усвоенному содержанию, так и в
отношении к взаимодействиям с другими, что выражается в изменении ценностных
установок, смысловых ориентиров, целей учения, самих способов взаимодействия и
отношений между участниками процесса обучения. Совместная учебная деятельность

характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы,
определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать
свою деятельность в зависимости от изменившихся условий ее совместного осуществления,
понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников.
Разновозрастное сотрудничество
Особое место в развитии коммуникативных и кооперативных компетенций
школьников может принадлежать такой форме организации обучения, как разновозрастное
сотрудничество. Чтобы научиться учить себя, т. е. овладеть деятельностью учения,
школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому или к самому
себе. Разновозрастное учебное сотрудничество предполагает, что подросткам
предоставляется новое место в системе учебных отношений (например, роль учителя в
начальной школе).
Проектная деятельность школьников как форма сотрудничества
Основная школа как вторая ступень школьного образования является исключительно
благоприятным периодом для развития коммуникативных способностей, сотрудничества,
кооперации между детьми, а также для вхождения в проектную деятельность. Исходными
умениями на этом этапе могут выступать: соблюдение договоренностей о правилах
взаимодействия (один отвечает — остальные слушают); оценка ответа товарища только
после завершения его выступления; правила работы в группе, паре; действия обучающихся
на основе заданного эталона и т. д.
Типы ситуаций сотрудничества:
1.
Ситуация сотрудничества со сверстниками с распределением функций.
2.
Ситуация взаимодействия со сверстниками без четкого разделения функций.
3. Ситуация конфликтного взаимодействия со сверстниками.
4. Ситуация сотрудничества со взрослым с распределением функций. Дискуссия
Диалог школьников может проходить не только в устной, но и в письменной форме.
На определенном этапе эффективным средством работы со своей и чужой точками зрения
может стать письменная дискуссия. Устная дискуссия помогает ребенку сформировать
свою точку зрения, отличить ее от других точек зрения, а также скоординировать разные
точки зрения для достижения общей цели. Вместе с тем для формирования умения учиться
необходимо развивать письменную форму диалогического взаимодействия с другими и
самим собой. Наиболее удобное время для этого 5-8 классы – этап, когда может произойти
следующий шаг в развитии учебного сотрудничества — переход к письменным формам
ведения дискуссии.
Тренинги
Наиболее эффективным способом психологической коррекции могут выступать
разные формы
тренингов
для подростков. Программы тренингов
позволяют реализовать следующие цели и задачи:
вырабатывать положительное отношение друг к другу, умение общаться так,
чтобы общение с тобой приносило радость окружающим;
развивать навыки взаимодействия в группе;
создать положительное настроение на дальнейшее продолжительное
взаимодействие в тренинговой группе;
развивать невербальные навыки общения; - развивать навыки самопознания;
развивать навыки восприятия и понимания других людей; - учиться познавать
себя через восприятие другого;

получить представление о «неверных средствах общения»; - развивать
положительную самооценку;
сформировать чувство уверенности в себе и осознание себя в новом качестве;
- познакомить с понятием «конфликт»;
определить особенности поведения в конфликтной ситуации; - обучить
способам выхода из конфликтной ситуации;
отработать ситуации предотвращения конфликтов;
закрепить навыки поведения в конфликтной ситуации; - снизить уровень
конфликтности подростков.
Совместная деятельность в ходе тренинга вырабатывает необходимые навыки
социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, отстаивать
свои права. В тренинге создается специфический вид эмоционального контакта. Сознание
групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи дает подростку
чувство благополучия и устойчивости.
Рефлексия
В наиболее широком значении рефлексия рассматривается как специфически
человеческая способность, которая позволяет суб
Задача рефлексии – осознание внешнего и внутреннего опыта субъекта и его
отражение в той или иной форме. Выделяются три основные сферы существования
рефлексии:
1)
Сфера коммуникации и кооперации, где рефлексия является механизмом
выхода в позицию «над» и позицию «вне» — то есть позиции, обеспечивающие
координацию действий и организацию взаимопонимания партнеров.
2)
Сфера мыслительных процессов, направленных на решение задач: здесь
рефлексия нужна для осознания субъектом совершаемых действий и выделения их
оснований. В рамках исследований этой сферы и сформировалось широко
распространенное понимание феномена рефлексии в качестве направленности мышления
на самого себя, на собственные процессы.
3)
Сфера самосознания, нуждающаяся в рефлексии при самоопределении
внутренних ориентиров и способов разграничения «Я» и не «Я». В практическом плане
развитая способность обучающихся к рефлексии своих действий предполагает осознание
ими всех компонентов учебной деятельности: - осознание учебной задачи; - понимание
цели учебной деятельности; -оценка обучающимся способов действий, специфичных и
инвариантных по отношению к различным учебным предметам.
Соответственно развитию рефлексии будет способствовать организация учебной
деятельности, отвечающая следующим критериям: - постановка всякой новой задачи как
задачи с недостающими данными; - анализ наличия способов и средств выполнения задачи;
- оценка своей готовности к решению проблемы; - самостоятельный поиск недостающей
информации в любом «хранилище» (учебнике, справочнике, книге, у учителя); самостоятельное изобретение недостающего способа действия (практически это означает
перевод учебной задачи в творческую). Формирование у школьников привычки к
систематическому развернутому словесному разъяснению всех совершаемых действий (а
это возможно только в условиях совместной деятельности или учебного
сотрудничества) способствует
возникновению рефлексии, иначе говоря, способности
рассматривать и оценивать собственные действия, умения анализировать содержание и

процесс своей мыслительной деятельности. Рефлексия дает возможность человеку
определять подлинные основания собственных действий при решении задач.
Педагогическое общение
Важную роль в развитии коммуникативных действий играет сотрудничество с
учителем, что определяет высокий уровень требований к качеству педагогического
общения. Освоение ресурсов личностно-деятельностного подхода предполагает
партнерскую позицию педагогов по отношению к школьникам. Эта позиция адекватна
возрастно-психологическим особенностям подростков, соответствует задачам педагогики
развития.
5. Система оценки деятельности ОО по формированию и развитию
универсальных учебных действий у обучающихся
Оценивание метапредметных и личностных результатов осуществляется в
соответствии с технологией оценивания учебных успехов. Результаты ученика – это
действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (заданий):
–
задания на диагностику предметных результатов (задачи, задания,
упражнения и их группы, в которых указана цель и учеником должен быть представлен
результат в виде применения, прежде всего, предметных знаний и умений);
–
задания на диагностику метапредметных результатов (задания и ситуация,
требующие от ученика осуществить преимущественно надпредметные познавательные,
регулятивные или коммуникативные действия);
–
задания на диагностику личностных результатов (надпредметные задания и
ситуации, требующие от ученика, прежде всего, проявить свои личностные качества,
нравственно-оценочные действия и т.п.).
–
комплексные задания, диагностирующие комплекс разных умений:
+ «жизненные задачи» (компетентностные задачи) – реальные или смоделированные;
+ проекты – самостоятельное дело, задуманное учеником (группой учеников) и
доведенное за определенный срок до конечного результата: исследование, изделие,
мероприятие, решение реальной общественно значимой проблемы.
Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения
обучающимися универсальных учебных действий Федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования предписывает, что «Достижение
предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования, необходимых для продолжения
образования, является предметом итоговой оценки освоения обучающимися
основной
образовательной программы основного общего образования». «К результатам
индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке,
относятся ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные
характеристики. Обобщённая оценка этих и других личностных результатов освоения
обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе
различных мониторинговых исследований».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(416) 442-54-41

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».